В связи со стремительно меняющейся ситуацией на рынке, просим актуальные цены уточнять по телефону.
Каталог
Курсы валют
€ 1,00=112.8 р.
$ 1,00=107.18 р.
Акции
Статьи

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА 
ПИСЬМО от 17.10.12 N АС-4-2/17581

Вопрос: О порядке осуществления налоговыми органами государственных функций контроля за соблюдением требований к ККТ и за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей.

Ответ: Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо ЗАО и сообщает следующее.

1. О схемах и способах уклонения от регистрации достоверных сведений о наличных денежных расчетах, которые должны регистрироваться с использованием контрольно-кассовой техники.

Несанкционированное вмешательство в работу контрольно-кассовой техники с целью корректировки выручки и сокрытия налогооблагаемой базы осуществляется посредством использования "внештатных" программно-технических средств, позволяющих формировать кассовые чеки без участия электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ).

2. О пробелах, недостатках и противоречиях в законодательстве, которые трактуются судами в пользу налогоплательщиков.

2.1. Контрольная закупка.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ), выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 02.09.2008 N 3125/08, приобретение должностными лицами налоговых органов товаров для личного пользования в ходе проверки расценивается как проверочная закупка, притом что налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-разыскные мероприятия.

После принятия Президиумом ВАС РФ указанного Постановления арбитражные суды при рассмотрении жалоб организаций и индивидуальных предпринимателей признают незаконными и отменяют постановления налоговых органов о привлечении к административной ответственности при указанных выше обстоятельствах.

Вместе с тем согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 29.07.2009 N 41-АД09-3, налоговые органы, осуществившие контрольную закупку, действуют в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ), который не содержит каких-либо запретов или ограничений действий налоговых органов по осуществлению предусмотренной законом обязанности контроля за его соблюдением, в том числе запрета на осуществление контрольной закупки.

2.2. Контрольно-кассовая техника функционирует не в составе платежного терминала.

В ходе проведения контрольных мероприятий территориальными налоговыми органами выявляются случаи, когда платежные терминалы соединены по каналам связи с ранее зарегистрированной в установленном порядке контрольно-кассовой техникой, что, по мнению налоговых органов, является нарушением п. 2 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ и ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ).

Прием платежей физических лиц через платежный терминал и выдача кассового чека осуществляются следующим образом: физическое лицо вводит реквизиты платежа через меню платежного терминала, после чего информация о платеже автоматически передается для оформления и отпечатывания кассового чека на сумму внесенного платежа в контрольно-кассовую технику, установленную в торговом помещении. Тем временем платежный терминал отпечатывает квитанцию с предложением получения кассового чека на кассе, сообщение дублируется голосовым сообщением или уведомлением на экране платежного терминала.

Вместе с тем Федеральным законом N 103-ФЗ предусматривается обязательная выдача отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека в момент внесения денежных средств, так как прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа (ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 103-ФЗ).

Основным доводом судебных органов при отказе в привлечении к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях платежных агентов является то обстоятельство, что понятие "состав" не подразумевает собой встраивание контрольно-кассовой техники непосредственно в корпус платежного терминала. Линии и каналы связи, по мнению судебных органов, являются составом платежного терминала и представляют собой единый неделимый комплекс.

По мнению судов, соединенная с платежным терминалом контрольно-кассовая техника является его частью, хотя и не входит непосредственно в корпус платежного терминала. Указанная позиция содержится в Постановлениях Арбитражного Суда Республики Татарстан от 30.12.2010 по делу N А65-25684/2010, от 05.10.2010 по делу N А65-12016/2010, Арбитражного Суда Свердловской области от 20.08.2012 по делу N А60-24628/2012 и др.

3. О способах получения информации от налогоплательщиков, которую они обязаны представлять периодически, минимальных сроках представления такой информации.

Согласно п. 35 Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 132н (далее - Административный регламент N 132н), и п. 30 Административного регламента исполнения ФНС России государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России от 17.10.2011 N 133н (далее - Административный регламент N 133н), документы, необходимые для исполнения инспекцией государственной функции, представляются в виде оригиналов или заверенных должным образом копий.

Пунктом 36 Административного регламента N 132н и п. 31 Административного регламента N 133н определено, что максимальный срок выполнения указанной административной процедуры не может превышать 1 рабочий день с даты предъявления проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции.

Кроме того, налоговые органы при перерегистрации контрольно-кассовой техники в связи с заменой ЭКЛЗ ежегодно снимают показания о наличных денежных расчетах.

4, 5, 6. О том, какую информацию налогоплательщики обязаны предоставлять налоговым органам только в электронном виде, о системах, используемых налоговыми органами для приема информации в электронном виде, а также о средствах шифрования такой информации.

Административные регламенты N 132н и N 133н не предусматривают направления в адрес налоговых органов запрашиваемых для проведения проверок информации или документов в электронном виде.

7. О дистанционном контроле.

В настоящее время налоговыми органами контроль за действиями и деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей с использованием дистанционного доступа к оборудованию этих лиц или их устройств, в том числе с использованием линий и каналов связи, обеспечивающих возможность получения информации от оборудования, включая системы и средства, позволяющие получать информацию автоматически, не осуществляется.

8. О привлечении в качестве агентов государственного контроля организаций и индивидуальных предпринимателей.

В настоящее время при проведении проверок за применением контрольно-кассовой техники налоговые органы не аккредитуют и не привлекают в качестве агентов государственного контроля организации и индивидуальных предпринимателей.

9. Об отдаленных и труднодоступных местностях.

Согласно абз. 15 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В этой связи в случае отнесения органом государственной власти субъекта Российской Федерации местности к отдаленным или труднодоступным (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа) организации и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт на такой местности без применения контрольно-кассовой техники.

10. О количестве контрольно-кассовой техники, состоящей на учете в налоговых органах в 2011 г.

По состоянию на 01.01.2012 в налоговых органах Российской Федерации зарегистрировано 2 572 464 единицы контрольно-кассовой техники.

11. О зарубежном опыте правоотношений в сфере государственного контроля наличных денежных расчетов.

Опыт применения контрольно-кассовой техники в зарубежных странах различен - в отдельных странах отсутствует обязанность применять кассовые аппараты, в других странах, напротив, успешно применяют современные информационные технологии в сфере контроля за полнотой учета выручки при осуществлении наличных денежных расчетов.

Так, например, законодательство Финляндии не обязывает хозяйствующие субъекты применять контрольно-кассовую технику и выдавать кассовые чеки. В Австрии не осуществляется постоянного системного контроля над сделками между организациями и индивидуальными предпринимателями с использованием наличных денежных средств.

В Швеции каждый продавец обязан выдавать покупателю чек при каждой денежной операции, при этом кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговом органе. Законодательство разрешает налоговым органам Швеции проводить как контрольные закупки, так и открытые проверки соблюдения законодательства в отношении кассовых аппаратов. Выявленные при таких проверках нарушения могут привести к полноценной налоговой проверке налогоплательщика.

Передача данных от контрольно-кассовой техники в адрес налоговых органов по удаленным каналам связи в том или ином виде применяется в Сербии, Южной Корее, Украине, Армении, Азербайджане и ряде других стран.

12. О количестве ЭКЛЗ, с которых в 2011 г. осуществлялось считывание информации, а также о цели считывания такой информации.

В 2011 г. налоговыми органами снимались показания контрольных суммирующих счетчиков, а также оформлялись показания фискальной памяти и ЭКЛЗ более чем с 2,5 млн единиц контрольно-кассовой техники.

Материалы проверок контрольно-кассовой техники используются при проведении мероприятий налогового контроля, учитывая, что характерным нарушением в данной области является представление нулевых отчетов за тот период времени, в котором деятельность на самом деле осуществлялась. Данные нарушения выявляются по итогам анализа материалов проверок контрольно-кассовой техники и фискальных отчетов.

Действительный государственной советник 
Российской Федерации 
3 класса 
С.Н.АНДРЮЩЕНКО